Одним из основных средств коммуникации является реклама.
Реклама – это любая платная форма неличного представления и продвижения идей, товаров и услуг определенным рекламодателем среди целевой аудитории, осуществляемая преимущественно через средства массовой информации (бернет, Мориарти). Реклама – это неличная форма коммуникации, осуществляемая через платные СМИ, с четко выраженным источником финансирования. (В. Музыкант).
Реклама - любая оплачиваемая конкретным заказчиком форма неличного представления и продвижения идей, товаров или услуг (Ф. Котлер).
За период своего развития у рекламы сформировались четыре основные роли, отражающие ее сущность:
- Маркетинговая. Реклама является неотъемлемой частью комплекса маркетинга, инструментом воздействия на рынок, средством конкурентной борьбы за потребителя.
- Коммуникационная. Реклама выполняет функцию коммуникации между рекламодателем и рекламополучателем. Перед рекламой стоит задача донести нужное сообщение до потребителей.
- Экономическая. Стимулирование потребителей покупать товары, тем самым обеспечивается экономическая целесообразность производственной и торговой деятельности.
- Социальная. Реклама информирует общество о новинках, тенденциях, помогает сравнивать изделия, вносит вклад в эстетические представления.
Отдельное внимание также следует уделить участникам рекламного процесса. Основными участниками рекламного процесса являются:
- Рекламодатели. Юридические или физические лица, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы.
- Рекламные агентства. Рекламные агентства оказывают комплекс услуг по разработке рекламного сообщения и его распространении: разработка идеи, творческая разработка, проведение предварительных исследований, медиапланирование, бронирование рекламных мест в СМИ, размещение рекламы, контроль за размещением, оценка эффективности рекламной кампании.
- Представители СМИ. Представители средств распространения массовой информации: газет, журналов, радио, телевидения, вебсайтов.
- Потребители. Юридические или физические лица, до сведения которых доводится или может быть доведена реклама, следствием чего является или может являться соответствующее воздействие рекламы на них.
Одним из основных решений, принимаемых рекламодателем, является разработка рекламной программы. При разработке рекламной программы необходимо ответить на пять вопросов, известных как пять «М»:
•Миссия (mission). Определение целей и задач рекламной кампании.
- Деньги (money). Расчет рекламного бюджета.
- Сообщение (message). Разработка рекламного обращения.
- СМИ (media). Выбор средств распространения информации.
- Измерение (measurement). Оценка эффективности рекламной кампании.
После проведения рекламной кампании проводят измерения ее коммуникативной и экономической эффективности.
Коммуникативная эффективность определяет коммуникативное воздействие рекламного сообщение на целевую аудиторию: какой сформировался образ товара или фирмы, запоминаемость и узнаваемость рекламы, насколько точно передано рекламное сообщение и т.п.
Экономическая эффективность может быть определена как соотношение между результатами и затратами хозяйственной деятельности. Экономический эффект подразумевает оценку экономической целесообразности произведенных вложений.
Экономическая эффективность обычно зависит от коммуникативной, другими словами, уровень продаж зависит от степени психологического воздействия рекламы на потребителя.
Функции рекламы, как коммуникационного средства:
- Стимулирование широкомасштабного спроса на товар (охват большой аудитории)
- Создание долгосрочного образа своего брэнда, его позиционирование
- Ознакомление с торговой маркой, расширение знаний о конкретной марке
- Повышение её узнаваемости
- Повторение обращения (для запоминания торговой марки)
Итак, что же относится к каналам рекламы? Можно сказать, что это так же виды рекламы:
- Печатная (листовки, каталоги, проспекты, брошюры, буклеты)
- Газетно-журнальная
- Радиореклама
- Телереклама
- Кинореклама
- Наружная (знаки, щиты)
- Транзитная
- Прямая почтовая
- Реклама «в каждом доме»
10. Выставки, ярмарки
11. Реклама в Интернете
12. Специальные виды рекламы