Вопрос №14

Количественные и качественные маркетинговые исследования.

Вот кратко, что диктовала по теме Егорова:

Качественные исследования изучают манеры поведение потребителя, стереотипы, менталитет, психологию потребителя; планы конкурентов, альянсы, покровительство

Количественные исследования изучают долю рынка у конкурентов и проч. измеримое.

О модели поведения потребителя:

Качественные:

1.наблюдение

2.глубинные интервью (просьба высказаться о продукте: например, сразу ли вы его нашли на прилавке?)

3.фокус-группа (? репрезентативности)

4.экспертное интервью (эксперт - по товару, по покупателям, проч.)

Количественные:

1.большой охват - много респондентов

2.опров (личный, по почте, по тел., интернет - он-лайн опрос)  и панель (это большая выборка,  даже по стране может быть. участвуют постоянно, за плату периодически проходят опрос.)

Главный инструмент - анкета.

Вот что найдено в нете:

Качественные методы

Качественные методы - термин, обозначающий, что в ходе исследования была получена информация, которую невозможно количественно измерить или для анализа которой невозможно применить количественные методы. Качественные исследования включают сбор анализ и интерпретацию данных, путем наблюдения за тем, что люди говорят и делают. Преимущества качественных методов.

  • меньшие затраты на проведение;
  • помогают выявить скрытые мотивы покупок и поведения людей;
  • позволяют выявить некоторые характеристики, которые м/б скрыты во время количественного анализа.

Виды сбора информации:

  • Опрос (интервью и количественные методы (анкета));
  • Непосредственное наблюдение;
  • Эксперимент
  • Кейсы (иногда выделяется).

1. Опрос - использование специальных вопросов для сбора фактов, мнений или отношения респондентов.

Интервью (как вид опроса):

1. Прямые личные контакты

  • Индивидуальные беседы (глубинные интервью - в процессе исследуются детальные ответы на вопросы (один на один с респондентом));
  • Групповые беседы (фокус-группы*);

2. Косвенные контакты

  • почтовые;
  • телефонные;
  • методы саморегистрации (панельное обследование).

С помощью интервью можно получить:

  • реальные факты и знания респондентов
  • отношение или мнение респондентов
  • поведение (в прошлом, настоящем или намерения)
  • классификационные переменные (демографические и социально-демографические)

*Фокус-группы (вид интевью) - группы участников интервью (8-12 человек), которые под руководством специалистов обсуждают специфическую концепцию. Цель - изучить и понять, что хотят сказать люди, и почему.

2. Наблюдение - исследователь ведет непосредственное наблюдение за людьми и обстановкой, а коммуникации с респондентом остаются на втором плане.

Подходы в наблюдении:

  • прямое (непосредственное) и непрямое наблюдение (изучение результатов таких наблюдений);
  • открытое и скрытое;
  • структурализованное (наблюдатель заранее знает за чем он будет наблюдать) и неструктурализованное (фиксирует все виды наблюдения);
  • осуществляемые с помощью человека или технических средств.

3. Эксперимент - манипулирование независимыми переменными с целью определения их влияния на зависимые переменные.

Этапы:

  • отбор сопоставимых между собой групп для обследования;
  • создание для этих групп разной обстановки;
  • установление различий между группами.

Виды эксперимента:

  • лабораторные - создаются определенные искусственные условия;
  • полевые - проводятся в реальных условиях.

В целом:

В противоположность количественным, качественные или неформализованные методы ориентированы не на массовый сбор данных, а на достижение углубленного понимания исследуемых явлений. Отсутствие формализации делает невозможным массовый охват исследуемых объектов, что относят к недостаткам этой категории методов. Однако, отказ от широты охвата компенсируется глубиной исследования, то есть, детальным изучением социального явления в его целостности и взаимосвязи с другими явлениями.
Качественные методы позволяют провести более гибкий анализ причинно-следственных связей с более подробным объяснением исследуемых факторов. Здесь результаты редко выражены в цифрах и нет возможности провести статистический анализ данных.
Наиболее распространенными качествами методами в маркетинговых исследованиях можно назвать индивидуальные и групповые интервью. К последним относится метод фокус-групп.

Количественные методы

Количественные отождествляются с проведением опросов. Структурированные вопросы закрытого типа, на которые отвечает большое количество респондентов.

Особенно определяются: четкая определенная информация, источники их получения, обработка данных осуществляется с помощью статистических процедур.

Основные статистические методы, используемые при проведении маркетингового исследования, можно условно разделить на 6 групп:

1) статистическое наблюдение, которое может быть сплошным или выборочным. Сплошное наблюдение обычно ограничивается рамками фирмы и применятся крайне редко;

2) сводка и группировка первичных данных. На теории группировок, например, базируются принципы сегментации рынка по комплексу социально-демографических, экономических, психографических и других признаков;

3) дескриптивный анализ. В его основе лежит использование таких мер, как средняя, мода, среднее квадратическое отклонение, дисперсия и другие показатели центральной тенденции и вариации;

4) выводной анализ, в основе которого лежит проверка статистических гипотез с целью обобщения полученных результатов. Он используется, например, для сравнения результатов исследования двух групп (или рыночных сегментов), а также для определения различий между ними, например, различий в поведении двух групп потребителей, в их реакции на одну и ту же рекламу и т.п.;

5) анализ связей, направленный на определение зависимости между двумя и более переменными. Здесь находят применение методы дисперсионного, корреляционно-регрессионного и многомерного анализа. Они могут быть использованы для обоснования маркетинговых решений, в основе которых лежит множество взаимосвязанных переменных, например, зависимость объема продаж от качества товара, цены на него, эффективности рекламных кампаний, уровня жизни населения и т.д.;

6) прогнозный анализ, определяющий развитие рынка в будущем, в первую очередь спроса и предложения, на основе изучения причинно-следственных связей, тенденций и закономерностей.

В целом:

Количественные методы предполагают применение статистического подхода к анализу данных. Среди наиболее распространенных количественных методов можно назвать анкетный опрос и формализованное интервью.
Количественные методы можно охарактеризовать как “формализованные” или “массовые”. Под формализацией понимается степень направленности методики на строгую фиксацию определенного набора переменных и их количественное измерение. Так, мы можем с помощью опроса выяснить предпочтения потребителей по поводу того, или иного продукта и выразить это в процентах. Характерной особенностью количественных методов является то, что исследуемые переменные заданы исследователем заранее, и отступление от них в процессе сбора данных невозможно. Так, анкетный опрос предполагает наличие бланка с перечнем вопросов, на которые необходимо отвечать в строго определенном порядке.
Данные, собранные с помощью количественных методов, подвергаются последующей статистической обработке. Наиболее простым примером такого подхода является анализ рейтингов телепередач, политиков, товаров и т.д. В результате мы имеем информацию о тех, или иных предпочтениях людей, но данный метод не дает нам ответа на вопрос о причинах этих предпочтений, или неприятий. Получая ответ на вопрос «сколько?», мы не получаем ответа на вопрос «почему?», то есть, зная распределение предпочтений, мы не можем ничего сказать о том чем нравится или не нравится наш товар и в чем причины такого отношения к нему интересующей нас группы людей, или целевой аудитории.

Сравнительные характеристики

Качественное обследование

Количественное обследование

Тип вопросов

Спорные вопросы

Точно определенные вопросы

Размер выборки

Очень маленький

Большой

Управление

Интервьюер должен обладать высокими профессиональными качествами

Требования к интервьюеру незначительные.

Тип анализа

Субъективный анализ и интерпретация данных

Сводка и статистические методы

Используемые средства

Видеоаппаратура, магнитофоны, рисунки и т.д.

Анкеты компьютерные средства

Воспроизводимость

Очень низкая

Высокая

 

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz