21. Составляющие цены. Виды цен.

 

Рыночная цена - это сумма денег, которую покупатель добровольно платит продавцу, чтобы приобрести единицу товара, при условии, что оба являются независимыми сторонами и руководствуются только коммерческими соображениями.

 

ВИДЫ ЦЕН

Многообразие маркетинговых задач, решаемых предприятиями при помощи цен, и различие условий их функционирования объясняют существование целой системы видов цен. Классификация цен осуществляется по нескольким направлениям.

 

 

 

 

 

 

Классификация цен осуществляется по нескольким направлениям.

 

Наиболее распространенной в торговой практике классификацией является деление цен на оптовые и розничные. Вид торговли, посредством которой реализуются товары, масштабы торговых операций накладывают отпечаток на ценообразование. Система оптовых цен применяется в торгово-сбытовых операциях между предприятиями, а также при реализации продукции через специализированные магазины и сбытовые конторы оптовой торговли, на торговых биржах и в любых других торговых организациях, продающих товары оптом, в значительном количестве. По розничным ценам обычно реализуются товары народного потребления чаще всего населению и, в меньшей мере, предприятиям.

 Товары, реализуемые в оптовой торговле, предназначены для производственного потребления или для перепродажи, в их покупке участвуют профессионалы, знающие конъюнктуру рынка, поэтому роль психологического ценообразования минимальна. Цены товаров, реализуемых на розничном рынке, ориентированы на конечного потребителя и в значительной степени зависят от его мнения и возможностей.

В соответствии с процессом товародвижения, розничные цены находятся в тесной, но не прямой зависимости от оптовых цен. Разница между ними составляет торговую наценку розничной торговли, считается результатом торговой деятельности. Торговая наценка оптовой торговли определяется как разница между ценой закупки и ценой реализации, также характеризует доход от торговой деятельности.

Торговая наценка включает в себя чистые издержки, связанные с собственно торговлей, превращением товара в деньги (обслуживание денежного оборота, реклама и др.) и дополнительные издержки на обслуживание производственных операций в торговле (доставка, хранение, сортировка, упаковка и др.). Цена торговых услуг растворяется в цене товара, не выделяясь в виде тарифов, как на рынке любых других услуг. В то же время любой покупатель супермаркета знает, что платит за качество торговых услуг цену, повышенную по сравнению с

обычным магазинам.

Чем длиннее путь товара в сфере обращения, чем больше перепродаж, тем выше общая сумма торговых наценок и их доля в конечной, розничной цене товара. В этой связи производитель в качестве продавца выглядит предпочтительнее. Но не следует забывать, что:

Основная функция торговли - перепродажа как средство продвижения товара к потребителю в нужном ассортименте, в нужное время, в удобное место конечной продажи. Часть торговой наценки идет на реализацию этой функции.

 

 

 

СТРУКТУРА ЦЕНЫ

Оптовая и розничная торговые наценки занимают значительную долю в структуре конечной (розничной) цены. В общем виде структура розничной цены может быть представлена следующим образом:

 

 

Структура конкретной цены, соотношение ее элементов зависят от рыночной ситуации, вида товара, его себестоимости и издержкоемкости, а также транспортабельности, длины канала товародвижения (числа торговых посредников) и т.д. На процесс ценообразования также сильно влияет налоговая политика государства. Кроме того, цена обязательно должна возмещать издержки продавца и приносить ему прибыль. Для посреднического звена схема цены продажи имеет вид:

 

 

            Значительная доля в структуре цены принадлежит транспортным затратам и издержкам хранения (в т.ч. поддержания запасов), которые в зависимости от особенностей товара и рыночной ситуации включаются в издержки предприятия. Если фирма для перевозки товара пользуется услугами самостоятельной транспортной организации, транспортные издержки и прибыль такой организации включаются отдельной статьей в структуру цены. Если таких товаров несколько, затраты распределяются пропорционально с учетом объема товара, особенностей погрузки и т.п.

В цене значителен вес налогов. Налоги включаются в цену непосредственно (НДС, налог с продаж) через торговую наценку (налог на имущество, налог на прибыль), через цену поставщика товара (акцизы и все налоги, уплачиваемые поставщиком). Кроме того, налоги дифференцированы относительно каждого звена в цепочке: производитель (экспортер) - оптовик - розница. В налогообложении учитываются также такие факторы, как специфика товара (например, ставки НДС для основной массы продовольственных и детских товаров 10%, прочих товаров - 20%); размер и организационная форма торгового предприятия (упрощенная система налогообложения для малых предприятий, ПБОЮЛ - единый налог на вмененный (прогнозируемый за год) доход).

Таким образом, цена как системное рыночное понятие характеризуется видовым разнообразием, многоплановой структурой и зависимостью от различных ценообразующих факторов.

 

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz