|
30. Жизненный цикл и классификация товаров. Концепция жизненного цикла товара Когда мы говорим о ЖЦТ, то имеем в виду следующее: (1) срок жизни товара ограничен; (2) объем продаж продукта включает несколько этапов, для каждого из которых характерны специфические задачи, возможности и проблемы; (3) на разных стадиях жизненного цикла прибыль, которую приносит товар, варьируется; (4) каждая стадия ЖЦТ требует особого подхода к стратегии в области маркетинга, финансов, производства, сбыта и управления персоналом. ЖЦТ большинства продуктов графически можно представить в виде колоколообразной кривой (рис. 10.4). На этой кривой ЖЦТ можно выделить четыре этапа цикла.7 · Внедрение: период медленного увеличения объема продаж, когда товар впервые поступает на рынок и только «завоевывает» покупателей. В связи с большими затратами на данном этапе товар не приносит прибыли. Рис. 10.4. Жизненные циклы объема продаж и прибыли |
- Рост: период быстрого признания продукта потребителями и значительного увеличения прибыли.
- Зрелость: период замедления темпов роста объема продаж ввиду того, что товар уже нашел признание у большой группы покупателей. Прибыль стабилизируется или начинает снижаться, так как возрастают затраты компании на маркетинговые мероприятия, проводимые в целях отражения атак конкурентов.
• Спад: период снижения объема продаж продукта и уменьшения прибыли. Характеристики, цели и стратегии маркетинга, связанные с каждой из стадий | Внедрение | Рост | Зрелость | Спад | | Объем продаж | Низкий уровень | Стремительный рост | Максимальный уровень | Падает | Издержки | Высокие | Средние в расчете | Низкие | Низкие | | в расчете на каждого потребителя | потребителя | | на каждого потребителя | Прибыль | Отсутствует Инноваторы | Рост прибыли Ранние | Высокая Массовый рынок | | Конкуренты | Несколько или отсутствуют | Число конкурентов возрастает | Стабильное число с тенденцией к сокращению | Число конкурентов сокращается |
|
Таблица 10.1. Характеристики, цели и стратегии ЖЦТ |
Характеристики, цели и стратегии маркетинга, связанные с каждой из стадий Товар — это все, что может быть предложено на рынке для удовлетворения желаний или потребностей. Товарами являются материальные объекты, услуги, опыт, мероприятия, образы, индивидуальности, места, объекты собственности, организации, информация и идеи | Внедрение | Рост | Зрелость | Спад | Цели маркетинга | | Информирова- | Максимизация | Максимизация | Снижение | | ние рынка | доли рынка | прибыли | издержек | | о новом товаре | | и защита доли | и поддержка | | и побуждение | | рынка | объема | | к пробным | | | продаж | | покупкам | | | | Стратегии | Продукт | Предлагается | Расширяется | Диверсифициру- | Постепенно | | базовый | товарное предло- | ются торговые | прекращает- | | продукт | жение, предостав- | марки и модели | ся выпуск | | | ляются обслужи- | | «слабых» | | | вание, гарантии | | моделей | Цена | Цена | Назначается цепа, | Цена назначается | Цена | | назначается | позволяющая | с учетом цен | снижается | | по формуле | проникнуть | конкурентов | | | «издержки + | на рынок | | | | + фиксирован- | | | | | ная прибыль» | | | | Распростра- | Выборочное | Интенсивное | Еще более | Переход на | нение | | | интенсивное | выборочное | | | | | прекращение | | | | | сотрудниче- | | | | | ства со | | | | | «слабыми» | | | | | торговыми | | | | | точками | Реклама | Информирует | Информирует | Подчеркивает | Сокращается | | первых | о товаре массовый | отличия | до уровня, | | пользователей | рынок и вызывает | и выгоды марки | необходимого | | и дилеров | его интерес | | для удержа- | | о продукте | | | ния убежден- | | | | | ных привер- | | | | | женцев марки | Стимулирова- | Усиленное | Умеренное (цель: | Усиливается, | Сводится | ние сбыта | стимулирова- | воспользоваться | для того чтобы | к минимуму | | ние сбыта | преимуществом | «переманить» | | | с целью | высокого потреби- | приверженцев | | | побудить | тельского спроса) | других марок | | | к пробной | | | | | покупке | | | |
|
Разновидности жизненного цикла: прибыль Лекарства, хлеб и т.п. t прибыль мода (напр. Одежда) t прибыль непризнанные товары t прибыль сезонность t Маркетинговая классификация товаров Специалист по маркетингу должен понимать принципы классификации товаров по трем их основным характеристикам: длительности пользования, материальной осязаемости и сфере потребления (потребительские товары или товары производственного назначения). Каждому типу товара соответствует определенная маркетинговая стратегия компании-поставщика. - Длительность пользования и осязаемость. Товары кратковременного пользования — материальные изделия, полностью потребляемые сразу или за несколько раз (пиво, мыло). Ввиду быстрого потребления их приобретают часто, поэтому маркетинговая стратегия поставщика состоит в обеспечении широкой доступности таких товаров, небольшой наценке и активной рекламе, направленной на формирование выбора и предпочтений потребителей. Товары длительного пользования — материальные изделия, срок пользования которыми обычно составляет несколько лет (например, холодильники). Такие товары требуют применения методов личных продаж, предоставления послепродажного обслуживания, приносят более высокую прибыль и предполагают расширенные гарантии со стороны производителя. Услуги как товары — нематериальны, неразделимы, изменчивы и недолговременны (парикмахерские услуги или телефонное обслуживание). Они требуют постоянного контроля качества, доверия поставщику и взаимной приспособляемости сторон.
- Классификация потребительских товаров. Потребительские товары классифицируются в соответствии с покупательскими привычками потребителей. Обычно выделяют: товары повседневного спроса, которые потребитель покупает часто, без особых раздумий и с минимальными усилиями при выборе (например, газеты); товары предварительного выбора, при покупке которых потребитель сравнивает их и выбирает по степени удобства, качеству, цене и внешнему оформлению (например, мебель); товары особого спроса — товары с уникальными свойствами или определенных торговых марок (например, автомобили), ради приобретения которых многие покупатели готовы приложить дополнительные усилия; товары пассивного спроса — товары, о которых потребитель либо не знает, либо информирован, но не задумывается об их приобретении (например, индикаторы дыма). При продаже товаров особого спроса удобство месторасположения фирмы-посредника не имеет большого значения, важно, чтобы оно было известно потенциальным покупателям; маркетинг товаров пассивного спроса требует проведения интенсивных рекламных кампаний и личных продаж. • Классификация товаров производственного назначения. Материалы и км> плектующие — товары, полностью использующиеся в процессе производ ства изделия, подразделяются на две группы. В первую входит сырье, которое, в свою очередь, может быть в виде сельскохозяйственной продукции (пшеница) и природных продуктов (лесоматериалы). Сельскохозяйственная продукция обычно продается через рыночных посредников; поставки природных продуктов, как правило, осуществляются по долгосрочным контрактам, при заключении которых ключевыми факторами выступают цена и надежность поставщика. Полуфабрикаты и комплектующие изделия подразделяются на две категории; материалы (железо) и комплектующие (небольшие двигатели); при их поставке важными факторами также являются цена и послепродажное обслуживание. Капитальные товары — товары длительного пользования, обеспечивающие производство или управление производством конечного продукта. Делятся на две группы: здания и сооружения (производственные и офисные здания) и производственное и вспомогательное оборудование (подъемники, центральные компьютеры): для обеих групп наиболее эффективна практика личных продаж. Вспомогательное оборудование и деловые услуги — товары краткосрочного пользования и услуги, которые способствуют производству или управлению производством конечного продукта.
Классификация по товарной специализации: - Товары производственного назначения здания, сооружения, оборудование, сырье, материалы, полуфабрикаты, готовая продукция, включающая отдельные виды материалов, комплектующие.
- Услуги производственного назначения: услуги по производству и ремонту, монтаж и установка оборудования, транспортные, консалтинговые услуги.
- Продукты потребительского назначения: продукты питания (белковые, углеводные (сахар, фрукты), витаминизированные (овощи, фрукты), продукты иррационального спроса (могут нанести потенциальный вред: табачные, алкогольные изделия)
- Непродовольственные товары: предметы гардероба, предметы культурно-бытового назначения и домашнего обихода, транспортные средства, предметы гигиены.
- Услуги потребительского назначения
Классификация по сроку хранения: - Товары повседневного (текущего спроса)
- Товары постоянного спроса: долгий цикл потребления и использования
- Товары длительного пользования
- Товары особого/разового спроса: эксклюзивные, класса люкс
Классификация товаров: - Товары-лидеры (новинки) или основные товары, пользуются постоянным спросом
- Товары-локомотивы (спутники): дополняют основной товар, обеспечивают его потребление
- Товары- приманки (зазывные): имеют маленькую цену, размещаются у касс; или дешевые товары, позволяющие магазину становиться лидером по издержкам; либо дорогие товары, на которые цена снижена – «эффект относительной дешевизны»
- Тактические (дополняющие)/товары удержания: удерживают потребителя от обращения в другой магазин – дешевые или независимые товары помогают зрительно расширить ассортимент
|